Tuesday, December 8, 2009

Что мешает мне полюбить "Белгазету"

Свое отношение к «Белгазете» (БГ) я сама охарактеризовала бы как парадоксальное. С одной стороны, читать БГ для меня - удовольствие. Ироничность, саркастичность и язвительность тона многих текстов этой газеты отвечает моему взгляду на социальную реальность Беларуси. Есть и еще одна причина, которая сближает меня с газетой. В моем понимании, БГ – это издание, которое проговаривает весь тот кафкианский по сути бред и ужас, который происходит в стране, но часто остается незамеченным теми, кто въезжает сюда по туристическим краткосрочным визам, так как ужас этот и бред тщательно скрыт под толщей чистых улиц Минска (обильные плевки и белые пятна от выплюнутых жевательных резинок как грязь здесь не квалифицируются), а также оптимистической лексики госСМИ и словоблюдия чиновников различного ранга Но есть в газете и то, что периодически отвращает меня от нее и делает, таким образом, не постоянным ее читателем. Это – скука, которая наваливается на меня примерно после месяца регулярного чтения БГ. Причем причине этой скуки тоже не чужда парадоксальность.
В своей предыдущей реплике я упрекала газету «Советская Белоруссия» в отсутствии аналитичности в целом и наваленности фактологического материала, который почти как мусор сброшен в одном месте без всякой последующей проработки. У меня такой подход к тексту оставляет противное чувство неудовлетворенного любопытства. Так вот этот недостаток совсем не свойственен «Белгазете». В своих номерах это издание очень обстоятельно. И если какая-то тема более или менее ярко заявляется на ее первой странице как авторская реплика или эссе «по поводу», то на последующих страницах обязательно будут статьи и интервью, раскрывающие детали этой темы. В номере БГ от 30 ноября 2009 г., например, такой сквозной темой стало подписание Таможенного союза. Я специально подсчитала, что из 38 текстов (я не включала сюда те, что содержат скрытую и явную рекламу) шесть посвящены различным аспектам этого проекта, что, безусловно, помогает получить больше информации и мнений экспертов о происходящем. Кстати, в свежем номере, от 7 декабря, в котором перекрестному обсуждению подвергается визит премьер-министра Италии, также опубликовано 6 текстов так или иначе разрабатывающих эту тему. Однако в контексте всего номера, когда в целом в нем можно выделить 4-5 тематических блоков, это вызывает ощущение однообразия. Иначе говоря, достоинство оборачивается недостатком. На мой взгляд, интересы современного горожанина и, уже, столичного жителя ( а я почти уверена, что именно они – основная аудитория БГ) гораздо разнообразнее тематического круга газеты. Лично мне в БГ не хватает серьезных и по возможности лишенных обывательских представлений, текстов о явлениях, а лучше, о только намечающихся тенденциях в меняющейся социальной реальности.
Попробую раскрыть объект моих желаний на примере. На мой взгляд, уже вызревшим фактом современного западного общества (мне хочется думать о Беларуси как относящейся к этой категории) стало иное самоощущение, иная субъектность молодых мужчин. Все чаще они, оставив родительскую семью, не передаются из рук заботливой мамы в руки не менее заболивой жены, а живут самостоятельно, самостоятельно же ведут хозяйство. Любопытно было бы проанализировать, какие перемены привели к появлению этого типа горожанина, а также какие последствия это может иметь для общества в целом. Но белорусское общество двинулось еще дальше этого феномена, судя по репризе, которую я услышала на днях в эфире одной из белорусских ФМ-станций. Вместо тривиальной шуточки, основная функция которой, - заставить слушателя остаться на волне и прослушать рекламу, ди-джей сказала : « Женщина легкого поведения – это такая женщина, которая эстетически и практически относится к сексу так же, как мужчина». Услышав это, я испытала серьезное потрясение не только от того, что эта реприза была кем-то продумана и написана, но, в большей степени от того, что она была озвучена в массовой аудитории. А значит, и тот, кто написал репризу, и та, которая ее произнесла, рассчитывали на понимание и разделение этой точки зрения аудиторией. Что-то все-таки меняется и у нас. И как хорошо было бы прочесть качественный текст об этих переменах. Но, безусловно, темы, которые могли бы увлечь читателей, и которые еще не затронуты белорусскими масс медиа, этими примерами не просто не исчерпываются, но даже и не приоткрываются.
Чтобы закончить с темой однообразия и скуки, просто вскользь замечу, что они поддерживаются в БГ и на визуальном уровне. Часто повторяюзийся дизайн полосы или разворота, на которых размещены два или четыре практически одинаковых по размеру текста, только усиливают ощущение монотонности.
В общем, читать БГ человеку язвительному и критически относящемуся к происходящему, всегда в удовольствие. Но после того как пар моего пассивного бунта выпущен через трубу сарказма и иронии, сооруженной газетой, я с растерянностью отмечаю, что, конечно, испытывают психологическое и эмоциональное облегчение, но для полного удовольствия мне не хватает тематического разнообразия и интеллектуального блеска в газете.

1 comment:

  1. вітаю Вас, спадарыня Наталля! так дзіўна, што да Вас мяне гэтым разам скіравала нашая агульная знаёмая з Францыі. буду радая кантактаванню. Маё прозвішча - Андрэева. skype - varjatka_aa

    ReplyDelete